Художественная резьба по дереву для начинающих

Рабочее место резчика

Профессиональные резчики работают за верстаком. Начинающим можно ограничиться столешницей. Она должна быть устойчивой и широкой. Высота стола регулируется под мастера индивидуально. Чтобы не напрягать спину и чувствовать себя комфортно, следует выбрать столешницу высотой до пояса, но не выше.

Столешницу нужно регулярно протирать и следить за её состоянием. При работе ножи часто соскальзывают и втыкаются в стол, от чего формируются зазубрины, которые нужно зашлифовывать. Чтобы минимизировать повреждения, необходимо соблюдать правила пользования столешницей. Нельзя бросать на неё острые инструменты, рубить на ней топором и забивать гвозди.

Для работы нужно хорошее освещение. Установить столешницу у окна недостаточно. Потребуется ещё 2-3 светильника, которые будут освещать рабочую зону с разных сторон. Устанавливать лампы следует выше глаз резчика, чтобы они не слепили его. Можно приобрести осветительные приборы на гибких ножках, которые можно будет наклонять в любые стороны.

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Указания по монтажу

В том, чтобы установить наличники с прорезным рисунком, нет особых премудростей. Конструкцию можно собрать на столе, а затем поставить на окно целиком либо крепить по частям. В рубленом деревянном доме для монтажа облицовки необходимо подготовить площадки по периметру проема, подрезав бревна на ширину доски.

Поэлементная сборка на саморезах производится в таком порядке:

  1. Все резные детали обработайте лаком и разложите по местам на подготовленной доске, чтобы сформировать рисунок.
  2. Если необходимо сделать большое навершие, то в качестве основания используйте несколько досок, соединенных между собой уголками.
  3. Каждый элементы прикрутите к основанию, завинчивая саморезы с обратной стороны доски.
  4. Готовый наличник установите заподлицо с оконной рамой, чтобы он закрыл щель, и закрепите длинными шурупами. При створках, открывающихся наружу, сделайте отступ 1—2 см, чтобы они распахивались на 90°.

Как правильно производится установка резных нащельников, показано в видеосюжете:

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Подбираем иструменты и приспособления, применяемые при создании узоров

При выполнении резьбы такого вида используют самые различные режущие инструменты, вроде обычных ножей и стамесок. Но работа такими инструментами очень трудоемка и утомительна. Поэтому более популярными таких целей являются дрель и пила, причем тип пилы может быть разный – от лобзика до ручной ножовки, в зависимости от размера созданного вами шаблона.

В наше время мастера редко используют ручной труд при выполнении масштабных работ. Зачастую используют удобные бытовые электроинструменты, например, электродрель, ручной фрезер и электролобзик. С использованием электролобзика работа проходит быстро, легко и качественно. Но при такой работе невозможно обойтись без дрели, используемой для предварительного засверливания отверстий для пилки. Работа ручным фрезером не на столько легка и производительна, к тому же требует предварительных навыков в обращении с этим электроинструментом. Но резьба получается значительно качественнее и при этом не требуется делать предварительных отверстий в заготовке.

Существуют и более оригинальные способы создания прорезного узора на деревянной заготовке. Одним из таких способов является прожигание. Суть данного способа заключается в буквальном прожигании сквозного узора на дереве сильно нагретой нихромовой проволокой. Минусами же можно считать специфический запах гари, необходимость охлаждать рабочий инструмент, из-за чего работа немного затягивается по времени, а так же заметно обугленные края готового узора.

Более усовершенствованным методом такого способа можно считать лазерную резку, которая выделяется высоким качеством и точностью получаемого рисунка. Однако использование подобного способа возможно лишь при закупке очень дорогостоящего оборудования, из-за чего ныне этот вид работы не очень часто используют на практике.

В заключении статьи хотелось бы продемонстрировать вам потрясающую работу очень опытного мастера, изображающего на своих работах не просто абстрактные рисунки, а очень точные и подробные копии животных.

Пошаговая технология

До того как рисунок будет нанесён, необходимо определиться с выбором исходного материала, ведь от вида древесины зависит половина успеха.

  • Липа. Древесина липы – бесспорный чемпион среди пород, используемых в резьбе. Пластичная, лёгкая и доступная, она прекрасно подойдёт новичку и мастеру. Неэффективная окрашиваемость – единственный минус липы.
  • Ольха. Ольха (чёрная и красная) – плотный материал. Несмотря на то что ольховую древесину достать достаточно сложно, она прекрасно режется и практически не искривляется после высыхания.
  • Груша. Плотную и однородную грушевую древесину можно поставить в один ряд с липой и ольхой.
  • Берёза. Упругая и плотная берёза подходит для резчиков среднего уровня, успевших поработать с липой. Данная древесина используется при создании небольших изделий, так как при высыхании может деформироваться.
  • Дуб. Массивный и сложный в обработке дуб служит материалом для настоящих профессионалов. Наточенные инструменты и твёрдая рука мастера смогут превратить неподатливую древесину в завораживающий рельеф.

После того как резчик определился с материалом, его необходимо качественно просушить. Заготовка дерева начинается в ноябре и заканчивается в феврале, когда количество соков в древесине минимально. Покупая древесину для резных работ, обязательно уточните, была ли она просушена. Если же вы хотите подготовить заготовки самостоятельно, ознакомьтесь с алгоритмом сушки:

  1. очистите дерево от коры и ветвей;
  2. разделите его на части;
  3. вываривайте заготовки в специальных ёмкостях с добавлением соли на протяжении 4 часов;
  4. поместите будущие основы в подвал на несколько дней;
  5. Перенесите древесину в проветриваемое помещение.

После того как резчик определился с эскизом для изделия, его необходимо перенести на заготовку. Для переноса изображения используются следующие методы и предметы.

Копировальная бумага. Линии копирки можно свободно стереть, что позволяет изменять рисунок прямо по ходу работы.

Трафарет. Вырежьте эскиз из бумаги или картона, приложите его к заготовке и обведите. Также с помощью трафарета можно наметить контур, обозначив проколами углы и изгибы. Проколы соединяются между собой простым карандашом.

Фрезер. Если вы не боитесь рисковать, прикрепите к дереву шаблон и вырежьте его инструментом.
Эскиз смещается в процессе переноса? Не беда! Подложите под кусок дерева резиновый коврик или подложку, и рисунок получится точным и аккуратным

Именно на этом этапе следует продумать расположение деталей и основных объектов, уделить особое внимание композиции.

Следующая стадия работы – вырезание основного контура. Деликатное удаление фона – изюминка рельефной резьбы. Формирование этого умения и есть основная задача новичка.

Предпоследний этап – контурная проработка с использованием угловым стамесок.

После того как изделие готово, его необходимо покрыть одним из следующих составов.

  • Морилка. Морение используется для придания древесине благородного оттенка, а также для усиления контрастов в работе: затемнённые участки «отступают» на задний план, образуя объёмное изображение. Но такое средство покрытия подходит лишь для крупных рельефов; мелкорельефная резьба под воздействием морилки может разбухнуть, что, несомненно, неисправимо испортит вид изделия.
  • Воск. Восковое покрытие – подходящий вариант для резьбы, выполненной на тёмных породах древесины. Воск придаёт готовому изделию блеск и делает его гладким. Результативность воскового покрытия часто зависит от того, как вы его распылите. Иногда с располировкой возникают трудности при отделке объёмных рельефов и работ с обильными и мелкими деталями.
  • Масло. Используя в качестве декоративного покрытия масла, стоит учитывать некоторые нюансы, которые могут привести к разбуханию или образованию пятен. Для рельефной резьбы масло рекомендуется наносить не больше чем в два слоя.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

  1. Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
  2. С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
  3. В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Как сделать и установить?

Чтобы изготовить своими руками деревянные наличники, потребуются следующие инструменты.

  • дрель и сверла к ней;
  • электролобзик с набором пилок;
  • стамески;
  • наждачная бумага;
  • лепестковый диск на дрель из наждачной бумаги;
  • шлифмашинка;
  • фрезер.

Для начала нужно определиться с ажуром, который будет присутствовать на наличниках. Люди с талантом и должной подготовкой могут самостоятельно сделать желаемое изображение. Также в интернете можно найти огромное количество самых разнообразных рисунков.

Выбранный вариант необходимо перенести по шаблону на доску. Иногда шаблон приходится увеличивать. Самое простое — сделать распечатку нужного размера, перенести схему на картон и вырезать.

Толщина доски при прорезной резьбе должна составлять не менее 3 сантиметров. Если резьба накладная, можно использовать для создания ажура древесину толщиной в 1 сантиметр.

Профессионал с соответствующим оборудованием может допустить такой вариант решения задачи. Что касается домашних мастеров, у них зачастую в наличии лобзики недостаточной мощности. В результате процесс обработки нескольких досок одновременно проходит очень медленно.

Когда линии прямые, пилка работает на приемлемой скорости, на закругленных участках процесс получается слишком долгим. В результате «оптового» подхода выигрыш по времени не такой значительный, как хотелось бы.

Также надо учитывать, что даже качественные пилки отклоняются при обработке дерева слишком большой толщины. Поэтому на нижних досках могут получиться неаккуратные прорези. Поэтому, приступая к делу, нужно хорошо подумать обо всех нюансах процесса.

Для начала следует вырезать лишнее дерево в определенных местах. Пилки подбираются с таким учетом, чтобы необходимое отверстие по диаметру было чуть больше ширины инструмента.

В полученные на первом этапе прорези устанавливается пилка, и по намеченному рисунку убирается все лишнее. Действовать нужно точно, но с учетом того, что на оконное обрамление будут смотреть издалека, небольшие погрешности не должны слишком озадачивать мастера.

Если у изделия край фигурный, он также создается при помощи лобзика. При резе слишком сложной формы некоторые места могут получиться не особо изящными. Ситуацию исправит дальнейшая обработка стамеской. Завершенный вид изделиям придается на таких обязательных этапах изготовления, как шлифовка, грунтование и покраска.

Быстрее всего шлифовка идет с использованием шлифмашинки. С наждачным кругом на дрели процедура проходит уже медленнее. Ручная обработка наждачной бумагой отнимает очень много времени. Если доводить облик плоских поверхностей до завершения шлифмашинкой, а наждачкой проходиться по мелким деталям вручную, можно получить необходимый результат, не затягивая процесса создания наличников.

Грунтовка нужна для того, чтобы собственноручно созданная красота из дерева не подверглась сырости, воздействиям солнца, грибка и жуков-древоточцев. Подойдет любая пропитка для наружного применения. Будущий наличник удобнее всего опустить на несколько минут в емкость с соответствующим раствором. Другой вариант — пройтись по всем завиткам и прорезям кисточкой.

Для окрашивания можно использовать разные составы. Удобно пустить в ход масло для дерева, впитывающееся в него. Такое покрытие нужно будет обновить лишь через несколько лет. Перед повторной обработкой потребуется очистить поверхность и убрать с нее пыль. Выбирая этот способ защиты изделия, нужно учитывать, что масло стоит дорого, а выбор цветов ограничен.

Последний этап работы — установка наличников. Их можно крепить на стену или подкладную доску и только потом – на фасад вокруг окна.

Разновидности орнаментов

Геометрический

Узоры орнамента геометрии состоят из простейших элементов, сочетание которых иногда создает фантазийные картины, которые не могут не удивлять. Деревянные резные украшения и композиции обычно представлены как орнаменты розеток, полос, каймы или звезд. Отдельные элементы можно применять самостоятельно:

  1. Точка – почти не используется в роли отдельного элемента, но при повторении получает декоративный эффект.
  2. Линии – элемент, который часто применяют, чаще всего используется для разграничения разных мотивов.
  3. Ломаная линия – зигзаг является символичным водяным знаком.
  4. Ромб и квадрат – часто служит, чтобы ограничивать пространство заполненного мотивами.
  5. Восьмиугольники и шестиугольники – обычной элемент с восточным мотивом.
  6. Кресты – символы из древности с разнообразным строением.
  7. Витые шнуры и спирали – необычные элементы с геометрическим криволинейным строением.
  8. Круг – заключает в себе узор или представляет собой самостоятельный элемент композиции.

Растительный

Лиственный, или растительный узор может быть воплощен в виде полоски или каймы орнамента с повторяющимися элементами, или являются отдельной композицией с изображениями плодоносящих растений, деревьев, цветов и прочего. Представители флоры могут быть или изображены натуралистично, или стилизуются и после упрощены. После такой резьбы орнамент растительного типа наиболее популярен, а еще он может быть применен для всех видов резьбы. В различные времена и у всевозможных народностей существовали определенные любимые растительные узоры. Наиболее популярны такие растительные формы (с древних времен): дуб, лилия, плющ, виноград, лавр, хмель.

Зооморфный

Такой орнамент (животный) построен на повторении изображения животных. Они могут быть и реальными, и мифическими. Чаще всего изображения зооморфного типа для резьбы стилизованные. Такое орнамент один из самых старых, и в разных странах есть определенные предпочтения, а также символические значение тех или иных животных. В композиции резного типа может быть не просто определенное животное, но и детали – крылья, лапы или головы. Анималистический узор часто сочетается с остальными орнаментами – геометрическими или растительными. Узоры с животными применяют во всех типах резьбы, и в скульптурной, и в плосковыемчатой.

Человеческое изображение

Комплексные

Еще есть резные элементы, которые несут декоративную, или возможно символическую нагрузку:

  • Иероглифы, надписи, вязь (арабского типа) и прочее.
  • Геральдика – фамильные гербы, эмблемы с разных стран.
  • Символические мотивы – они весьма разнообразные, к примеру, знак «инь-янь», крест, солярные знаки, лотос и прочее.

Это основные виды узоров.

трафареты, орнаменты, эскизы и чертежи бесплатно

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для изучения техники резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для изучения простой резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Разбираем рисунки для резьбы по дереву: эскизы для геометрии

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы.

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы.

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву.

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

Оформление шкатулок в различных техниках резьбы.

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Шкатулка с прорезной резьбой и подложкой.

Пример изделия с трехгранной геометрической резьбой.

Шкатулка, выполненная в технике контурной резьбы.

Подборка видео-материалов на тему статьи

Материалы

Конечный результат работы также очень зависит от материала, на котором будет выполняться резьба, так как древесина отличается по плотности, структуре и устойчивости к окружающей среде.

Поэтому мы рассмотрим оба этих варианта.

Если вы выбираете фанерные листы, то нужно знать, что они нескольких видов.

  • Фанера ФК – влагостойкий материал, который удобен в работе и безвреден для человека и окружающей среды. Его используют для выполнения практически любых видов работ.
  • Фанера ФБ – материал, который проходит дополнительную обработку, после которой появляется защитный слой, позволяющий использовать его на улице. Из-за этого стоимость материала может быть выше. Также безвреден для человека и окружающей среды.

Если вы выбираете древесину, то необходимо учитывать характеристики каждого сорта дерева.

Начинающим мастерам рекомендуется использовать берёзу или липу, потому что эти сорта имеют достаточную плотность. Структура дерева плотная, следовательно, на ней будет удобно прорабатывать мелкие детали узора.

Пихта, ель и сосна используются чаще всего, потому что найти их легко, да и стоимость невысокая. Однако стоит учитывать, что эти сорта имеют разную плотность слоёв и ярко выраженную структуру. Это может помешать при создании мелкого рисунка.

Древесина перед работой должна быть высушена, чтобы в дальнейшем она не растрескалась и не искривилась. Поэтому данный пункт подготовки нельзя оставить без внимания. Если вы приобрели недостаточно сухой материал, его нужно высушить самостоятельно. Поставьте доску на торец, чтобы воздух поступал со всех сторон.

Техника работы

Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы подразумевает создание углубленных линий с помощью специальных стамесок и ножей. Главное для новичков – освоить штрихи-порезы, с помощью которых и будет создаваться композиция.

Резьба по дереву включает в себя определенные этапы:

  • подготовку основы;
  • выбор рисунка;
  • нанесение эскиза на поверхность;
  • вырезание картинки;
  • отделку.

Чтобы подготовить основу, нужно определиться, какой фон поверхности будет – светлый, темный, блестящий. Для получения светлого фона достаточно древесину обработать рубанком. Для темной поверхности потребуется тонировка. Блестящую заготовку можно получить благодаря черному лаку, который наносится на поверхность.

После того как основа подготовлена, можно размещать ее на специальной подставке и приступать к работе. Нужно нанести рисунок или воспользоваться готовым шаблоном. Затем осуществляется резка по подготовленным контурам. Существует два этапа в работе: надрезание и подрезание. Сначала острым ножом водят по рисунку, создавая контуры. Для этого прилагают определенные усилия. И нож обязательно следует держать под небольшим углом. А затем уже производится подрезка линий рисунка, для этого нож в руке наклоняют в другую сторону.

Чтобы было удобно, заготовку можно поворачивать под любым углом, закрепляя в специальном приспособлении.

Заключительным этапом будет обработка древесины с рисунком морилкой, лаком или тонированной пропиткой. Кроме того, резьбу можно производить и по фанере. Этапы работы будут выглядеть так же, как и в случае с деревом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector